Дикция: согласные звуки [С], [С'] — [З], [З'] (занятие 12) - Техника речи

Перейти к содержимому

Главное меню

Дикция: согласные звуки [С], [С'] — [З], [З'] (занятие 12)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы полураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой желобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые связки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.

Упражнение № 1.
Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение № 2.
Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение № 3.
Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се...

Упражнение № 4.
Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы...

Упражнение № 5.
Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы...

Упражнение № 6.
Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес...

Упражнение № 7.
Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...

Упражнение № 8.
Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...

Упражнение № 9.
Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...

Упражнение № 10.
Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировочных упражнений.

Упражнение № 11.
Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение № 12.
Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение № 13.
Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание.
При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.

Упражнение № 14.
Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение № 15.
Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение № 16.
Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение № 17.
Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение № 18.
Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение № 19.
Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите следующие слова четко и медленно: сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усищи, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. По семеро в сани уселись сами.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия.


1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердечный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']векровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изменять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.

Назад к содержимому | Назад к главному меню