Введение (занятие 6) - Техника речи

Перейти к содержимому

Главное меню

Введение (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, лица, рук; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) артикуляционные упражнения; 5) дыхательные упражнения; 6) таблица гласных; 7) отработка согласных Б, П.

Дыхание.
Дыхательная гимнастика, по К. Скраупу-В. Серёжникову, поможет укрепить диафрагмально-реберное дыхание и подключить его к чтению и речи.

Графические обозначения примем следующие:
стрелка вверх означает вдох, стрелка вниз означает выдох, перевернутая скобка означает задержку дыхания, поставленные цифры указывают число секунд.

Упражнение № 1.
Проверка элементов диафрагмально-реберного дыхания.



Упражнение № 2.
Медленный вдох: сначала вдохнуть половину, затем полный запас воздуха.



Упражнение № 3.
Медленный выдох: сначала выдохнуть половину запаса воздуха, затем — весь.



Упражнение № 4.
Медленно вдохнуть и медленно выдохнуть.



Упражнение № 5.
Быстрый вдох и задержка дыхания. Горизонтальные пунктиры указывают, что в течение первой недели дыхание следует задерживать на 5—10 секунд, второй — на 15—20 секунд, третьей — 25—30 секунд и т.д.



Упражнение № 6.
Вдох и выдох по частям (третями, половинками).



Упражнение № 7.
Упражнение на применение дыхания к чтению и речи. Упражнение выполняется так: сделать вдох за 2 секунды, задержать воздух одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять» (на каждое слово уделяя одну секунду времени); потом сделать паузу в одну секунду, в течение которой быстрым сокращением диафрагмы и отчасти ребер добрать воздух на месте израсходованного (грудная клетка в это время остается несколько расширенной и нижние стенки живота несколько подтянутыми). После задержки в одну секунду продолжается счет: «шесть, семь, восемь, девять, десять» с соблюдением только что отмеченных условий. На паузе следует опять быстрое добирание и т.д.



Упражнение № 8.
Упражнение на применение длительного выдоха для произнесения речи.



В этом упражнении нужно сделать вдох за 2 секунды, задержать на одну секунду и считать: «раз, два, три, четыре, пять»; после паузы в одну секунду для добирания воздуха и последующей задержки в одну секунду опять считать: «раз, два, три... восемь», затем считать до 10, 15, 20 соответственно графическому изображению. Положение грудной клетки и нижних стенок живота такое же, как и в предыдущем упражнении.

Назад к содержимому | Назад к главному меню