Дикция: отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] — [Д], [Д'] (занятие 6) - Техника речи

Перейти к содержимому

Главное меню

Дикция: отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] — [Д], [Д'] (занятие 6)

Методические рекомендации и упражнения для лекторов

Согласные звуки [Т] и [Д] — парные, глухой и звонкий, взрывные. В речи часто наблюдается их искажение. Это можно объяснить неотчетливым, межзубным произношением из-за опущенного кончика языка или при шепелявости. Особенно надо обратить внимание на смягченные звуки [Т'] и [Д'], так называемое «дзяканье», когда вместо ТЕТЯ произносят ТСЕТЯ, вместо ДЯДЯ — ДЗЯДЯ, вместо ВЕТЕР — ВЕЦЕР.

При произнесении [Т] и [Д] кончик языка крепко прижимается к передним верхним зубам, боковые края языка касаются верхних зубов, выдыхаемая струя воздуха прорывается сквозь образующийся затвор. При произнесении звуков [Т] и [Д'] спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении глухих согласных [Т], [Т'] голосовые связки не работают. При произнесении звонких [Д], [Д'] связки сомкнуты и вибрируют. Чтобы четко различить разницу между глухим и звонким согласным, произнесите несколько раз поочередно т-д, т-д, т-д, т-д...

Проделайте следующие упражнения, каждое на одном выдохе, следите при этом за движением диафрагмы, положив на живот ладонь. Поставьте мысленные задачи для этих упражнений, придумайте диалоги, считалочки.

Упражнение № 1.
Ти, тэ, та, то, ту, ты, те, тя, тё, тю.

Упражнение № 2.
Ди, дэ, да, до, ду, ды, де, дя, дё, дю.

Упражнение № 3.
Ти-ти, тэ-тэ, та-та, то-то, ту-ту, ты-ты, те-те, тя-тя, тё-тё, тю-тю.

Упражнение № 4.
Ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ, та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, те-те-те-, тя-тя-тя...

Упражнение № 5.
Ти-ти-ти-ти, тэ-тэ-тэ-тэ, та-та-та-та, то-то-то-то, ту-ту-ту-ту, ты-ты-ты-ты...

Упражнение № 6.
Тид, тэд, тад, тод, туд, тыд, тед, тяд...

Упражнение № 7.
Дит, дэт, дат, дот, дут, дыт, дет, дят...

Упражнение № 8.
Ди-дит, дэ-дэт, да-дат, до-дот, ду-дут, ды-дыт, де-дет, дя-дят, дё-дёт, дю-дют...

Упражнение № 9.
Ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, де-де-дет, дя-дя-дят, дё-дё-дёт, дю-дю-дют.

В упражнениях с длинной строкой делайте паузу для добора воздуха.

Упражнение № 10.
Дитти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты, детте, дяття, дётте, дюттю.

Упражнение № 11.
Тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды, тедде, тядди, тёддё, тюддю.

Повторите четко, ясно и осмысленно, без нажима на голос, меняя темп, следующие предложения:

1. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2. Рододендроны из дендрария.

3. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.

4. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

5. От топота копыт пыль по полю летит.

6. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

7. Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

8. В тесноте, да не в обиде.

9. Делу время — потехе час.

10. В тихом омуте черти водятся.

Орфоэпия.
Произнесите следующие слова: сельдь — [сельт'], пядь — [пят'], забудь — [забут'], грядка — [гряткъ], колодка — [калоткъ], соседка — [сасеткъ]. Произнесите словосочетания: компот теплый — (компоттеплый), лед тронулся — (леттронулся), плот деревянный — (плоддеревянный), вот дом — (воддом), под пальмой — (потпальмой), под тентом — (поттентом).

Назад к содержимому | Назад к главному меню